Вашему малышу уже пошёл второй годик и самое время подумать о том как помочь ему заговорить. Лучше всего этому способствуют игры с вашим малышом, которые не только порадуют вас и вашего ребёнка, но помогут произнести первые слова.Игры с ребёнком в 1 год очень важны, поэтому следует уделить играм время в течении дня. 

1. Игра «Перебежки» (с 12 месяцев).
Эта игра для малышей разработана В.А. Петровой.
Развесьте картинки на уровне глаз ребенка в разных местах комнаты (3-4 картинки).
Малыш перебегает от картинки к картинке и рассматривает ее: «Где у нас собачка ав-ав?
Покажи. Как собачка говорит: ав-ав, ав-ав». Картинки остаются на одном месте несколько
дней, и малыш постепенно привыкает к их расположению и быстро находит по просьбе
взрослого нужную картинку. Затем картинки меняются.
Перебежки можно проводить не только с картинками, но и с игрушками или с мебелью и
другими предметами. Где у нас диван? Давай сядем на диван. А где окно? Вот окно! А это
что? Шкаф». Можно сделать перебежки и на прогулке: «Где скамейка? Где дерево? Где
крылечко?»

2. Что это? Называем игрушки.
Годовалые малыши любят приносить и показывать взрослым свои игрушки. Причем
делают они это сами, по собственному побуждению. Когда ребенок принесет Вам
игрушку, оживите ее (потанцуйте куклой, подудите как машина, поездите поездом с
одновременным произнесением слов чух-чух, чух-чух). И после этого спросите малыша:
«Что это?» Ответьте сами: «Это кукла. Ляля. Ляля большая. Ляля танцует и поёт: ляляля.
Ляла устала, хочет спать. Уложи лялю спать». Привлеките малыша к действиям с
игрушкой – умыть, причесать, покормить, поплясать, убаюкать.
Даже для малышей в год мало, если взрослый просто назовет игрушку. Ребенку важно,
чтобы были проделаны действия с ней (погладить лошадку, причесать волосы кукле,
покормить мишку и т.д.). Принося игрушку, он хочет увидеть во взрослом партнера по
игре, который поможет ему увидеть новые игровые действия, получить новые
впечатления.

3 . Игра «Чудесный мешочек».
Это вариант предыдущей игры. Положите несколько игрушек в красивый непрозрачный
мешочек. Он должен быть привлекательным и ярким. Ведь он же недаром называется
«чудесный». Пусть малыш достает из него игрушку. А Вы обыграете игрушку как в
предыдущей игре, покажете ее детали, действия, назовете их, прочитаете об игрушке
стишок. Поиграв с первой игрушкой, спрячьте ее под платок: «Убежала собачка» — и
попросите малыша достать следующую игрушку.
Почему игрушку нужно прятать от малыша после ее рассматривания и нельзя
рассматривать сразу все игрушки? Это делается потому, что одновременно с несколькими
игрушками малыш не сможет играть – будет отвлекаться. Он не сможет сосредоточиться
на Вашей речи или на одном действии, будет хвататься то за одно, то за другое. И
результат игры не будет достигнут.

4. Игра «Позови»
Поставьте на расстоянии от ребенка красивую привлекательную игрушку (куклу, мишку
или собачку). Скажите: «Ирочка, позови собачку. Скажи: иди-иди!» и покажите жест
рукой (как будто Вы маните собачку к себе). Дети обычно охотно подражают жесту и
«зовут» игрушку, но без слов. Ничего страшного в том, что ребенок молчит, нет! Если Вы
будете сопровождать этот жест словом «иди-иди», то малыш скоро скажет и слово. Если
же Ваш малыш не зовет игрушку даже жестом, возьмите его ручку в свою и помашите ей,
одновременно говоря «Иди-иди».
Как только малыш позвал игрушку, приблизьте игрушку к ребенку, дайте потрогать или
погладить игрушку. Скажите: «Прибежала собачка ав-ав. Погладь собачку. Погладь.
Хорошая собачка»
После этого покажите действие игрушкой и спросите: «Что делает собачка? Бегает». А
сейчас что делает? Лает: ав-ав-ав! Давай покормим собачку (изображаем, что как будто
даем в ладошке корм) Что делает собачка? Кушает. Ой, убежала собачка! (Спрячьте
собачку). Попросите малыша позвать убежавшую собачку – «Скажи: иди, иди-идиии!»
Покажите из-за стола или из-за своей спины другую спрятанную игрушку. Спросите: «Кто
это пришел? Это зайка. Покажи, где зайка? Вот зайка! Позови зайку: иди-иди. Пришел
зайка. Зайка прыгает прыг-скок, прыг-скок!» (попрыгайте зайчиком рядом с малышом или
по его коленочкам).
Сначала малышу показывается в этой игре только одна игрушка и сама игра длится 3-4
минуты. Затем можно в игре использовать 3-4 игрушки и продлить игру с ними до 6
минут. Малыш выберет, какую из 3-4 игрушек он будет звать. А может быть, позовет их
по очереди. Тогда предыдущую игрушку мы прячем и говорим: «Убежала собачка».
В игре можно использовать не только слово «иди», но и слово «дай». Тогда говорим
малышу: «Скажи: дай собачку, дай, дай».
Главное в этой игре – посильная активность ребенка (зовет жестом, гладит, кормит,
приносит, называет и т.д.)

5. Игра «Поручения».
В играх-поручениях с детьми от 1 года и старше развивается понимание речи. Малыш
учится понимать названия простых действий (купается, танцует, кушает, идет, упала и
другие). Игра очень проста для нас с Вами, но для малыша представляет настоящую
умственную задачу.
Для игры нужно придумать сюжет и отобрать игрушки для игры (с учетом интересов
малыша). Кому-то из малышей очень нравится матрешка, и он с удовольствием поиграет с
ней. Другому - больше по душе зайчишка. Третий «влюблен» в машину. Вот с любимыми
и хорошо знакомыми ребенку игрушками и будем мы играть в эту игру.
Вы называете действие, а малыш его показывает САМ с игрушкой (без Ваших подсказок
и без Вашего образца). Например, Вы говорите, что игрушки поехали кататься на машине.
Собачка села (малыш сажает игрушечную собачку в кузов машины). Кукла села (ребенок
сажает куклу). Матрешка села (ребенок сажает в кузов матрешку). Поехали! Стой,
машина. Приехали. Собачка идет топ-топ-топ (Игрушечная собачка выходит из машины).
Матрешка идет топ-топ-топ (Малыш «выводит» матрешку из машины). Кукла Ляля идет
топ-топ-топ! (Малыш показывает как идет кукла, выводя ее из машины) Стали танцевать.
Собачка танцует (малыш показывает действие с игрушкой). Матрешка танцует. Кукла
танцует. Ой, кукла упала! Ой! Бух, упала! Вставай, кукла. Кукла танцует.
Сюжет игры должен быть очень простой. Но поскольку малыш должен в разыгрывании
ориентироваться только на слово (образца и показа действий в игре нет), то задача это для
него довольно трудная.
Если малыш затрудняется, помогите ему! А в следующей игре он уже сам с
удовольствием справится с аналогичной задачей! Ведь наша задача научить, а не устроить
«строгую проверку: понял – не понял!». Главное, что мы поняли, что малыш уже может, а
в чем ему нужно помочь, потому что это вызывает у него трудности.
В игре в поручения главное – это придумывать интересные сюжеты, играть с радостью и
вдохновением, прислушиваясь к интересам и желаниям малыша! Используйте свою
фантазию, играйте как дети, радуйтесь успехам малыша. И тогда всё получится!

Комментировать!:

Add comment


Security code
Refresh